Церковь Трех Святителей

 

Церковь Трех Святителей

Расположение: Курганская область, Шумихинский район, село Карачельское
Дата основания: 1746 год
Высота колокольни: 36,5 м

Первая церковь Трёх святителей появилась в селе Карачельском, по всей видимости, уже в первые годы существования этого населённого пункта, освящение первого храма можно отнести к 1746 году. Первую деревянную Трёхсвятительскую церковь разобрали на рубеже 60-х – 70-х годов XVIII века, заменив её новым деревянным храмом, который освятили 26 октября 1771 года. В 1817 году прихожане села Карачельского решили выстроить каменный Трёхсвятительский храм с приделом Владимирской Богоматери. В этом же году был выполнен проект, согласно которому они собирались возводить новую церковь. Работы растянулись на 7 лет и 28 августа 1824 года каменный храм во имя Трёх святителей был освящён. Первоначальная трапезная значительно уступала по площади ныне существующему объёму. По ширине она была равна четверику с расширением к северу за счёт придела во имя Владимирской Божией Матери. С востока малый храм имел полуциркульную в плане апсиду, а с запада к нему примыкал двухчастный крупный объем, западная стена которого располагалась заподлицо с западной стеной колокольни.

В 1872 году была проведена значительная реконструкция церкви: полностью была перестроена трапезная и колокольня ранее располагавшаяся снаружи оказалась внутри объема трапезной. Реконструкция, которой подверглась карачельская церковь в начале 1870-х годов, привела не только к расширению трапезной, но и к появлению второго придела, поэтому с последней четверти XIX века клировые ведомости фиксируют в храме села Карачельского не два престола, а три: Трёх святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), Владимирской Богоматери и Дмитрия Солунского.

После революции, когда церковь в Карачельском закрыли, её использовали в качестве склада зерна. Правда, к середине XX века она уже находилась в бесхозном состоянии, что, вероятно, и способствовало тому, что в марте 1954 года в храме произошёл пожар. Огонь уничтожил кровлю, а в сводах появились трещины. 30 августа 1960 года памятник был поставлен на охрану.

Проведенные в комплексные исследования показали, что существующее здание церкви Трёх святителей было возведено в два этапа и, соответственно, имеет в своей строительной истории два крупных этапа (периода):

  • первая треть XIX века (1817-1824 гг.) когда храм был возведен по единому проекту – и состоял из основного объема и колокольни, которые сохранились практически в неизменном виде до настоящего времени, и трапезной с приделом во имя Владимирской Божией Матери, расположенной ассиметрично относительно главной оси восток-запад и соединявшей колокольню и основной объем храма.
  • последняя треть XIX века (1872 год), когда была полностью перестроена трапезная и церковь стала трехпрестольной. Вероятно в это же время была выполнена частично сохранившееся до нашего времени отделка интерьера с настенными росписями в основном объеме, а также практически утраченная сейчас наружная штукатурная отделка памятника.

Условно можно выделить также и третий этап – после 1917 года, когда здание перестало использоваться по первоначальному назначению, постепенно приходило в упадок и, в результате, дошло до настоящего времени в практически руинированном состоянии.

Архитектурные решения

Эскизный проект реставрации объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Трех Святителей», по адресу: Курганская область, Шумихинский район, село Карачельское, выполнен в 2014 г. силами авторского коллектива ООО «АК-Проект» под руководством Главного архитектора проекта М.Б Канаева. Проект выполнен в соответствии заданием на разработку научно-проектной документации, выданным Министерством культуры Российской Федерации, в целях проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

В основу решений Эскизного проекта реставрации объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Трех Святителей» положены Проект предмета охраны, разработанный ООО "АК-Проект" в 2014 году, а также данные раздела “Комплексные научные исследования” в составе:

  • Историко-архивные и библиографические исследования
  • Обмерные чертежи
  • Архитектурные исследования
  • Инженерно-технологические исследования строительных и отделочных материалов

Комплексные научные исследования были проведены на памятнике в марте 2014 года ООО «АК-Проект», силами авторского коллектива под руководством Главного архитектора проекта М.Б. Канаева.

До начала проводимых в настоящее время проектных работ памятник не обследовался. Проведённые в настоящее время комплексные научные исследования позволили выявить общее техническое состояние объекта, идентифицировать строительные периоды, выявить утраты на объекте.

Данных имеющихся в вышеуказанной документации вполне достаточно для разработки Эскизного проекта реставрации и принятия принципиальных планировочных и отделочных решений.

Архитектурное описание

Объект культурного наследия федерального значения «Церковь Трех Святителей» расположен в центральной части села Карачельское Шумихинского района Курганской области на высоком берегу реки Миасс. Памятник расположен на значительном возвышении рельефа, с северной стороны от него расположены хозяйственные и общественные постройки, с южной стороны расположен крутой спуск к реке.

В современном состоянии здание представляет собой руинированный объем состоящий из поставленных на одной продольной оси трёх основных компонентов комплекса: церкви, трапезной и колокольни. Постройка имеет высокий двухсветный четверик, который перекрыт высоким восьмигранным сводом, занимающим как бы промежуточное положение между традиционным четырёхлотковым сомкнутым сводом и каменным шатром. Эта сводчатая конструкция увенчана пятью световыми главами, где малые барабаны поставлены не по углам, а по сторонам света. Ещё одна аналогичная по архитектуре глава венчает пятигранную апсиду, примыкающую к восточной стене основного объёма. Четырёхъярусная колокольня включена в интерьер трапезной. Конструкции кровли отсутствуют практически над всем зданием. Здание имеет размеры 38.3 х 22.2 м в плане. Высота здания в наиболее высокой его части (колокольня) - около 36.5 м. В настоящее время здание руинировано и не эксплуатируется.

Уровень земли вокруг здания в основном сохранился на первоначальной отметке за исключением западного и южного фасадов, где современный уровень земли понижен на 20 – 30 см.

Церковь Трёх святителей по своей объёмно-пространственной структуре принадлежит к тому типу сооружений, который сложился в русском зодчестве ещё в XVII столетии. Он характеризуется последовательным расположением на одной продольной оси трёх основных компонентов комплекса: церкви, трапезной и колокольни. Постройка имеет высокий двухсветный четверик, который перекрыт высоким восьмигранным сводом, занимающим как бы промежуточное положение между традиционным четырёхлотковым сомнутым сводом и каменным шатром. Эта сводчатая конструкция увенчана пятью световыми главами, где малые барабаны поставлены не по углам, а по сторонам света. Ещё одна аналогичная по архитектуре глава венчает пятигранную апсиду, примыкающую к восточной стене основного объёма. Свод апсиды типологически близок той конструкции, что перекрывает основной объём здания.

Малые главы четверика являются продолжением фронтонов-люкарн, устроенных над срединной частью каждого из фасадов. Имеющие волютобразные завершения люкарны в лицевой части пробиты большими оконными проёмами.

Ярусность глав наиболее активно выявлена у центрального «верха», где барабан «вырастает» не из свода, а покоится на гранёном промежуточном небольшого диаметра восьмерике, освещённом круглыми окнами и оформленным на углах пилястрами. Тема ярусносности получает продолжение и в ступенчатом куполе центральной главы. Более сдержаны по динамике купола боковых глав и купол алтарной главы. Однако эта «уступка» срединной главе компенсируется у малых барабанов развитыми пилястрами, имеющими в нижней части волютообразный вынос.

Барочности декора венчающих элементом храма соответствует фасадное убранство четверика и апсиды, где эта стилистика явлена богатыми по форме наличниками.

В целом основной объем храма как бы устремлен ввысь своими пятью главами и, несмотря на значительные размеры, здание смотрится достаточно изящно.

Более сдержана по декору четырёхъярусная колокольня, которая после перестройки храма в 1872 году, включена в интерьер трапезной. Архитектурному убранству колокольни скорее присущи черты классической «безордерной» архитектуры, исключение составляет декоративный западный портал, который первоначально был частью экстерьера здания, но затем был помещен в интерьер в результате расширения объема трапезной). Сама трапезная, в силу того, что она не только значительно превышает по ширине четверик храма, но и имеет достаточную протяжённость по оси восток-запад, выглядит как достаточно крупное сооружение. Наличники трапезной типологически близки тем, что украшают основной объём здания. Венчающий карниз трапезной соответствует таковому в алтарной части основного объема.

Фасады здания были первоначально оштукатурены и окрашены в белый цвет. До настоящего времени местами сохранились штукатурные тянутые элементы отделки: венчающих и междуэтажных карнизов, обрамлений окон, декоративные элементы световых барабанов.

Интерьер церкви после перестройки 1872 года представляет собой последовательность постепенно увеличивающихся замкнутых объемов – от небольшого притвора, расположенного перед первоначальным входом через узкое пространство в первом ярусе колокольни, через широкую трапезную в высокое пространство основного объема.

В настоящее время отделка интерьеров в значительной степени утрачена, однако сохранились лепные декоративные наличники окон трапезной, а в основном объеме – настенная живопись с архитектурными мотивами.

ОСНОВНЫЕ РЕШЕНИЯ

Проектом предусматривается комплексная реставрация памятника.

Как уже было отмечено ранее, по результатам комплексных научных исследований памятника были выявлены два основных строительных периода:

  • Первая треть XIX века (1817-1824 гг.) когда храм был возведен по единому проекту – и состоял из основного объема и колокольни, которые сохранились практически в неизменном виде до настоящего времени, и трапезной с приделом во имя Владимирской Божией Матери
  • Последняя треть XIX века (1872 год), когда была полностью перестроена трапезная и церковь стала трехпрестольной

Третий период (после 1917 года) определен достаточно условно, его можно скорее назвать периодом многочисленных ремонтов, не имеющих чёткой стилистической окраски. Более того переделки, ремонты и разрушения имевшие место во время этого периода нанесли урон внешнему облику памятника и его объемно-планировочной структуре: среди наиболее значимых утрат следует отметить разрушение сводов объема трапезной, утрату внешней штукатурной отделки, поверхностные разрушения кирпичной кладки, утрату кровельных покрытий, завершений глав, столярных заполнений дверей и окон, сильные повреждения настенной живописи в основном объеме храма и декоративной отделки трапезной.

Основным периодом, на который производится реставрация «Церкви Трех Святителей», принят период последней трети XIX века, когда здание имело наиболее гармоничный и законченный внешний вид и планировочную структуру. Приведение памятника к облику в этого периода может быть наиболее научно-обоснованным. Ремонтные работы и перестройки на памятнике, которые были выполнены после 1917 года имели чисто утилитарное назначение и их результаты не имеют историко-культурной ценности.

Основными источниками для реставрации стали результаты комплексных научных исследований памятника:

  • Историко-архивные исследования (автор А.М. Салимов);
  • Технологические исследования (автор Л.П. Киселькова) –исследования строительных материалов, исследование отделочных слоёв;
  • Натурные исследования памятника (автор М.Б. Канаев);
  • Изучение привлечённых аналогов.

При разработке эскизного проекта реставрации были учтены все требования Проекта предмета охраны, выпущенного ООО «АК_Проект» в 2014 году. Проект предмета охраны был разработан по результатам проведённых натурных и историко-архивных исследований федерального значения «Церковь Трех Святителей».

Предмет охраны включает совокупность количественных и качественных характеристик объекта, отражающих его особенности которые послужили основанием для включения данного объекта культурного наследия в единый государственный Реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), произвольное изменение и (или) утрата которых наносит вред объекту культурного наследия. В отношении рассматриваемого объекта культурного наследия были определены следующие основные характеристики объекта:

  • Местоположение Церкви Трёх святителей (1817-1824 гг., 1870-е гг.) на холме берега реки Миасс, её роль в качестве высотной доминанты исторически сложившейся территории;
  • Продольная объёмно-пространственная композиция церкви Трёх святителей (1817-1824 гг., 1870-е гг.), включая ярусную композицию двухсветного, пятиглавого четверика (1817-1824 гг.), перекрытого восьмигранным шатровым сводом; трапезную с двумя приделами (1870-х гг.) и включённым в неё объёмом квадратной в плане четырёхъярусной колокольни (1817-1824 гг.), в том числе высотные отметки по венчающим карнизам всех объёмов;
  • Крыша (1817-1824 гг., 1870-х гг.) церкви Трёх святителей, включая каменный шатёр основного объёма, форму глав, барабанов, крестов основного объёма, алтаря, колокольни, в том числе высотные отметки по крестам, шатру, барабанам; конструкция, материал, конфигурация, характер кровельного покрытия и колористическое решение (уточняется в процессе реставрационных исследований);
  • Композиционное и архитектурно-художественное оформление фасадов (1817-1824 гг., 1870-х гг.) церкви Трёх святителей, включая местоположение, форму, размер, оформление оконных и дверных проёмов, форму, размер и профиль цоколя, в том числе наличники оконных проёмов с валютообразными завершениями, фронтоны-люкарны с валютами в завершении стен четверика, пилястры четверика, трапезной и колокольни, пилястры с валютообразными выносами и профилированные карнизы барабанов, раскрепованные венчающие карнизы с дентикулами трапезной и колокольни;
  • Материал и характер отделки фасадных поверхностей и цоколя (1817-1824 гг., 1870-е гг.) – штукатурка;
  • Колористическое решение фасадов – побелка по штукатурке;
  • Металлические кубчатые оконные решетки XIX в.: их материал, конфигурация, характер исполнения, колористическое решение;
  • Пространственно-планировочная структура интерьеров церкви Трёх святителей в пределах капитальных стен, первоначальных отметок полов, дверных и других проёмов, сводчатых перекрытий;
  • Конструкция и материал капитальных стен, перекрытий XIX в., в том числе, восьмигранный свод основного объёма с лотками, восьмигранный свод алтаря основного объёма, металлические воздушные связи в интерьере;
  • Фрагменты сохранившейся монументальной темперной живописи XIX в.;

Настоящим проектом реставрации учтены все вышеизложенные требования Проекта предмета охраны.

Архитектурно - планировочные решения и решения по интерьерам.

Эскизный проект реставрации предусматривает воссоздание планировочной структуры памятника на период перестройки 1872 года по результатам комплексных научных исследований:

  • Восстановление внутренних несущих стен западной части трапезной по осям «Г» и «Д» в осях «1-2» и по оси «2» в осях «А-Г», таким образом воссоздается зона притвора и хозяйственных помещений по двум сторонам от западного входа в здание.
  • Закладку позднего проема по оси «Д» в первом ярусе колокольни с восстановлением первоначальной внутристенной лестницы, ведущей на второй ярус колокольни.
  • Воссоздание перекрытий между вторым и третьим ярусом колокольни с устройством металлической лестницы, ведущей на ярус звона.
  • Устройство новых кирпичных сводов трапезной в прежних габаритах по высоте подъема и по расположению пяты арки свода. Своды подлежат восстановлению во всех помещениях трапезной в осях «1-2» - «А-И», «2-4» - «А-Г», «2-4» - «Д-И», «3-4» - «Г-Д». Соответствующие проектные решения даны в Инженерно-конструкторском разделе проекта реставрации.
  • Устройство покрытий полов из керамической плитки во всем здании на первоначальном уровне, определенном по результатам натурных исследований.
  • Устройство амвонов и солеи в основном объеме и в приделах трапезной.
  • Воссоздание алтарных преград приделов (по отдельному проекту) и иконостаса в центральном объеме.
  • Воссоздание утраченного балкона (хоров) над западным порталом основного объема храма и его ограждения с привлечением аналогов. Вход на хоры осуществляется из подкровельного пространства трапезной через сохранившийся первоначальный дверной проем.
  • Восстановление декоративных лепных и тянутых элементов отделки трапезной по сохранившимся на памятнике образцам.
  • Консервацию настенной живописи в основном объеме храма, трапезной и первом ярусе колокольни.

Решения по фасадам

Проект предусматривает комплексную реставрацию фасадов памятника на период последней трети XIX века.

Согласно историко-архивным исследованиям, которые подтверждают проведенные натурные исследования, в это время фасады имели штукатурную отделку с тянутыми междуэтажными и венчающими карнизами. Проект предусматривает проведение полного комплекса работ по восстановлению и укреплению кирпичной кладки фасадов. Уточнение объемов работ по вычинке должно происходить при проведении ремонтно-реставрационных работ на памятнике при авторском надзоре проектной организации.

Проект содержит предложения по восстановлению первоначальных входов в здание: со стороны западного фасада трапезной – здесь восстанавливается каменное крыльцо по результатам проведенных натурных исследований; с южной и северной стороны основного объема здания восстанавливаются белокаменные крыльца с привлечением аналогов и в соответствии с данными, полученными при историко-архивных исследованиях. Над западным входом восстанавливается металлический зонт с двухскатным порытием на декоративных кронштейнах.

Цоколь по всему периметру здания приводится к первоначальному виду с устройством отмостки по всему периметру. Уровень дневной отметки земли предполагается несколько поднять по сравнению с первоначальным в связи с необходимостью проведения работ по укреплению фундаментов и принятой технологии усиления, описанной в Инженерно-конструкторском разделе Проекта реставрации.

Проект предусматривает восстановление первоначальной формы кровли над трапезной по итогам натурных исследований с воссозданием главок западного и восточного приделов (с привлечением аналогов). Над всеми частями здания предусмотрено восстановление кровельного покрытия. Подлежат восстановлению завершения глав и кресты над главами основного объема и колокольни в соответствии с проведенными натурными исследованиями.

Водоотвод с кровли осуществляется через водосточные трубы, расположение которых уточнено по результатам натурных исследований и в соответствии с современными требованиями.

Проект предусматривает воссоздание первоначальных столярных заполнений оконных и дверных (наружных и внутренних) проемов по результатам историко-архивных исследований и с привлечением необходимых аналогов. Подлежат сохранению и реставрации оконные решетки в нижнем уровне.

По результатам натурных исследований до конца не было уточнено историческое цветовое решение фасадов памятника. В основном комплекте чертежей все фасады выкрашены в белый цвет, без выделения отдельных декоративных элементов, однако при проведении дополнительных исследований в ходе производства работ на памятнике возможно внесение изменений в структуру окраски здания, один из вариантов полихромного решения окраски фасадов приведен в Приложении к настоящему Проекту.

Все изменения, которые могут быть внесены в проект после начала производства работ (по результатам дополнительных натурных исследований) должны быть согласованы с авторами проекта. В случае если они затрагивают концептуальные моменты, необходимо дополнительное согласование в порядке, установленном для объектов культурного наследия федерального значения.

РЕШЕНИЯ ПО ПРИСПОСОБЛЕНИЮ

Настоящий проект реставрации не включает в себя специальных предложений по приспособлению объекта культурного наследия под современное использование. Однако поскольку здание планируется использовать по первоначальному назначению, в качестве культового сооружения русской Православной церкви, то в проекте заложены стандартные планировочные решения характерные для объектов этой категории. Точное предназначение помещений, перечисленных в экспликации на плане первого этажа может быть уточнено во время проведения ремонтно-реставрационных работ с обязательным учетом положений, заложенных в настоящем Проекте и в Проекте предмета охраны.

объектов культурного наследия федерального значения.

ВЫВОДЫ

В целом, можно сказать, что несмотря на то, что здание «Церкви Трех Святителей» не достаточно хорошо сохранило свой первоначальный внешний облик, проведенные историко-архивные и натурные исследования позволят восстановить внешний облик и объемно-планировочную структуру памятника на принятый строительный период.

Полученные в ходе научных исследований исторические и архивные материалы, материалы архитектурных и технологических исследований позволяют говорить о возможности полностью восстановить первоначальный облик здания в том виде, в котором оно было в 70-х годах XIX века.

 

Наши заказчики и партнеры

Компания ведет свою деятельность с 2006 года и получила множество положительных отзывов, грамот и благодарственных писем.

 
Мин. культуры Агенство истор. Мин. культуры МО Кремль Смоленский Департамент Культуры
Министерство культуры Российской Федерации
Агенство по управлению использования памятников истории и культуры
Министерство культуры Московской области
Государственный историко-культурный центр "Московский Кремль"
Департамент Смоленской области по культуре и туризму