Дом Асеева
 

 

Общий вид на северный фасад до начала работ

Расположение: Тамбов, ул. Гоголя, д. 1
Дата основания: начало XX в.
Авторство: Минц и Л.М. Кугушев
Работы по реставрации: проводила компания ЗАО «БалтСтрой»

Одна из наиболее значительных построек Тамбова начала ХХ столетия – особняк М.В. Асеева (сегодня в нем размещается кардиологический санаторий).

Очевидно столичное происхождение этого особняка: содержание, трактовка стилей, само качество исполнения строительных работ. Авторство в данном случае приписывается ар-хитектору Минцу и Л.М. Кугушеву.

Визуальное обследование здания позволило сделать предположение о том, что особняк мог быть одной из неизвестных ранее работ Л.Н. Кекушева - выдающегося столичного архитектора конца XIX - начала XX столетий, автора ряда крупных московских особняков периода модерна.

Тамбовский дом Асеева, роскошный двухэтажный особняк европейского типа, расположен в самой престижной части города, там, где практически никто не мог позволить себе покупку солидного земельного участка. Он стоит в парке на живописном изгибе берега реки Цны.

Принцип архитектурного формирования особняка можно назвать необарочным . Центр композиции здания - холл с парадной лестни-цей, освещаемый через высокие окна. Выступающие ризалиты с залами различного назначения располагаются вокруг него. Это скорее клуб, чем жилой дом. Архитектура как будто вобрала в себя и отразила бурную общественную жизнь и деятельность заказчика. Главный акцент архитектор делает на столовой, многочисленных гостиных и кулуарах. Известно, к примеру, что в этом доме была даже студия для местных живописцев.

Скульптурные элементы выделяются на фоне больших гладких плоскостей стен. Это - гербы и обрамление больших арочных окон с масками львов на замковых камнях.

Дом Асеева - один из тех особняков, состояние которого и администрация города, и руководители санатория стремятся поддерживать в достойном состоянии. Асеевский дом стареет. Многие фрагменты декора, наружного и внутреннего, утрачены, перила потеряли свои балясины, световой купол залатан железом.

 

Балкон западного фасада после реставрации.


Балкон западного фасада после реставрации.

Балкон западного фасада после реставрации.


Балкон западного фасада после реставрации.

 

Архитектурные решения

Состояние отделки фасадов находился фрагментарно в аварийном состоянии. Северный фасад по углам украшен выступающими ризалитами с мощной рустовкой стен. На уровне второго этажа ризалиты переходят в балконы. Ранее устроенные отверстия в выступающих карнизах для водосточных труб не используются по назначению, как и штробы в штукатурном слое, устроенные для тех же целей. Над балконами находятся навесы позднего происхождения, уродующие внешний вид особняка и являются малоэффективным средством для защиты его от осадков.

Цокольный этаж особняка освещался через оконные проемы, часть из которых заложена. Лепной декор под венчающим карнизом в виде растительного орнамента, сухариков, кронштейнов, розеток частично деструктирован из-за постоянного замачивания неорганизованным водостоком особняка. Окна особняка и дверные полотна на фасаде имеют стилизованную форму, сложный и разнообразный тягучий рисунок переплетов. Одинарные, парные, трехчастные, двухсветные – в каждом помещении своя тема, тесно связанная с внутренней отделкой, назначением помещений. Крышу здания украшает великолепная аркада с башенками, вазами, шарами.

В северо-западном углу крыши размещается угловой мезонин, претерпевший после пожара и ремонтов значительные изменения. Первоначальное назначение этого помещения не известно. Возможно, это была домовая церковь. Завершение, балюстрада, декоративные фронтоны, покрытие не соответствуют историко-архивным материалам, что подтвердилось в ходе натурных исследований.

 

Общий вид на южный фасад до начала работ.


Общий вид на южный фасад до начала работ.

Художественное оформление интерьеров каждой комнаты соответствует ее назначению. Росписи выполнены на холсте и закреплены на стенах, потолках. В их скромных остатках и сегодня видятся оригинальные произведения прикладного искусства. В чайной комнате на первом этаже сохранилась мебель: буфетные, диван, картина с утренним пейзажем местного ландшафта над диваном. Инкрустация деревянных поверхностей, металлические декоративные элементы дверей частично утрачены.

Декор каждой комнаты прослеживается от рисунка паркета до росписи потолка, малых форм – скобянки, решетки, преследуя одну тему, порой резко контрастирующую с отделкой соседнего помещения. В столовой, выходящей на южную террасу, сохранились потолочные деревянные балки, между ними – по золотому полю цветочные гирлянды, отделка стен деревянными панелями.

Одно из интереснейших и самых больших помещений в особняке М.В. Асеева – колонный зал, находящийся на втором этаже как бы в центре дома. Основное украшение зала это прямоугольный световой фонарь, перекрытый по металлическим направляющим стеклоблоками. По периметру зала ионические полуколонны, колонны. Отопительные приборы также выполнены в виде колонн с росписью и завершаются цветочными вазами. На восток колонный зал открывается большими окнами. Существовавший до пожара потолок разрушен, но сохранились образцы для его восстановления, что и послужит основой для проведения реставрационных работ.

 

 

 

Наши заказчики и партнеры

Компания ведет свою деятельность с 2006 года и получила множество положительных отзывов, грамот и благодарственных писем.

 
Мин. культуры Агенство истор. Мин. культуры МО Кремль Смоленский Департамент Культуры
Министерство культуры Российской Федерации
Агенство по управлению использования памятников истории и культуры
Министерство культуры Московской области
Государственный историко-культурный центр "Московский Кремль"
Департамент Смоленской области по культуре и туризму