Архитектура зданий на у. Светланская, 38/40 во Владивостоке

В столице Приморья Эрмитаж расположится в центре города, в историческом здании по адресу Светланская, 38/40 (напротив ГУМа) — «Административное здание Торгового дома «Кунст и Альберс» объект культурного наследия построенный в 1903 году в стиле «романтический модерн».

В Музей-«спутник» филиала Эрмитажа организуют временные выставки и разные виды музейной деятельности — экспозиции предоставят на временной основе.

Первое здание (Светланская, 38). Было выстроено Торговым Домом «Бринер, Кузнецов и Ко». Место, которое компаньоны присмотрели для этого, находилось в самом центре Владивостока на улице Светланской, на краю базарной площади, по соседству от участка давнего знакомого Бринера – купца Густава Альберса и в непосредственной близости от городской пристани. Проект здания был готов через полгода и утвержден думой 11 апреля 1895 года. Разработать новый проект городская дума поручила военному инженеру капитану Д.П. Колосовскому.

Здание из двухэтажного превратилось в четырехэтажное и из прямоугольного в плане в Г-образное. Раньше здание было удалено от границы участка Альберса, то теперь его глухой торцевой восточный фасад вплотную примыкал к ней. Строительство было завершено к концу 1896 года.

В новом доме разместились отделы Торгового Дома и несколько квартир старших сотрудников фирмы, а также товарища-распорядителя А.Н. Кузнецова. До 1898 года, и постройки собственного здания, часть его помещений арендовал Русско-азиатский банк.

Фасады здания богато украшены профилированными карнизами, филенками, наличниками и лепниной. Цокольная часть фасадов облицована природным камнем. К входу ведет богато оформленная лестница. Стены оштукатурены, карнизы защищены свесами.

Планировка помещений всех этажей связана с коридором на восточной стороне. На северной стороне находится лестничная клетка. Отделка помещений : штукатурка стен и потолков, полы в подвале каменные, на 1 этаже – керамические, в остальных досчатое покрытие.

Проектом предлагается реконструировать два верхних, постройки 1950-х годов, этажа и восстановить мансардный этаж. Существующие этажи выполнены из кирпича с бетонными перекрытиями и, конечно, не рассчитаны на бутовые фундаменты.

Архитектурное оформление выполнено с применением классического ордера и его элементов – позднее влияние стиля ампир. Трех этажное издание завершается мансардным этажом, огражденным классическим парапетом и вальмовой кровлей. Главный фасад разделен на три части: фланкирующие боковые ризалиты выполнены с завершениями из фронтонов. Прежнее положение отметок земли позволяло видеть первый этаж и мощное крыльцо, которое вело на второй этаж. Ныне бывший первый этаж закрыт со стороны площади насыпной землей. Пропорции и масштаб фасадов дома Бриннера и Кузнецова согласованы с ритмом архитектуры исторических зданий центральной площади.

Второе здание (Светланская, 40). Было начато в 1902 году купцом Густавом Альберсом, совладельцем торгового дома «Кунст и Альберс».

Автором проекта здания был архитектор Георг Юнгхендель.

Постройку дома осуществлял самый успешный и «плодовитый» архитектор дореволюционного Владивостока В.А. Плансон. Строительство в целом было завершено в конце 1903 года.

Новое здание заняло угол участка на пересечении улиц Светланской и Суйфунской. Главный фасад выходит на северную сторону по Светланской улице. На месте старых деревянных построек устроен сад.

Существует подвальный этаж. Входы на первый этаж находились с южного и с западного фасадов. Разница отметок при сильном уклоне участка компенсировалась лестницами.

Планировочная основа всех этажей состоит из центрального коридора с входами в помещения из него. На концах коридора устроены входные двери. Этаж из-за сильного уклона участка половиной фасада по Светланской ул. скрыт под землей, а другой половиной выходит на поверхность. В старых стенах в некоторых местах сохранилась подлинная столярка дверей, в вестибюле стеклянное заполнение витражных дверей выполнено с фрагментами первоначальных стекол. Проектом предусматривается восстановление рисунка витражей окон первого и второго этажей.

В восточной части второго этажа главного фасада устроен вход в богато оформленный вестибюль с красивой кованной металлической лестницей. Из вестибюля можно попасть в столовую залу, в танцевальный зал и подняться на третий, жилой, этаж. Второй этаж богато украшен лепкой, художественным металлом, цветной декоративной плиткой от фирмы «Виллерой Бох». В столовой зале сохранились образцы первоначальной столярки окон и дверей, вентиляционные решетки с рисунком, на лестнице - мраморные ступени, художественный металл. Восточная лестница ведет на третий и мансардный этажи. Пол лестницы выстлан метлахской плиткой с цветным рисунком, балясины выполнены из художественного металла.

Третий этаж состоял из двух частей: половины семьи Даттана и жилой половины для обслуживающего персонала магазина. Половина Даттана имела анфиладную планировку помещений с декоративной лепниной потолков, десюпорты дверей, широкие остекленные двери, керамические и деревянные полы. Помещения имели выход на балконы. Жилая половина персонала имеет коридорную планировку. Полы в жилых комнатах деревянные, в коридоре – керамические. Потолки с профилированными карнизами. С южной и северной сторон есть выходы на балконы.

Сохранились стропильные конструкции, обрешетка и кровельное покрытие из «Шпиатра» на западной стороне кровли. Ныне оно «накрыто» новой кровлей.

Проектом реставрации предусматривается сохранение всех частей первоначальных конструкций стропильной системы дома Даттана: восточная сторона крыши, журавцы куполов, журавцы башенок, стойки этих конструкций.

Западная половина чердака приспособлена под жилые помещения. Стены имели облицовку панелей высотой полтора метра из белой плитки, полы – керамические и деревянные. Помещения освещались слуховыми окнами и световыми фонарями в кровле.

Цокольная часть фасадов на уровне первого этажа выложена природным камнем – песчаником. Вышележащая часть фасадов облицована кирпичом с поливным покрытием, которое выполнено в два цвета: белый и красный. Профилированные карнизы выполнены из двух видов кирпичных профилей: выкружка и полувал. Вход освещали изящные кованные фонари. Многочисленные кованные балконы и, проектом реставрации восстанавливаемые, кованные террасы выполнены по авторскому рисунку архитектора Юнгельхельда являются неотъемлемой частью архитектуры здания и всего города.

Восстановление кованного металла сможет осуществить специализированная мастерская. Покрытие первоначальной кровли из цинковой черепицы, «шпиатра».

Старинный особняк до сегодняшнего дня сохранил свои роскошные интерьеры. В здании находилась просторная столовая для сотрудников фирмы, с шестью парами литых колонн, поддерживающих потолок. На том же этаже размещались гостиные, бальный зал, биллиардная и библиотека для служащих. Здание имело блага цивилизации: водяное отопление от собственной котельной, электрическое освещение, водопровод от артезианской скважины, канализацию

Участие талантливых архитекторов в строительстве здание принесло городу одно из выдающихся архитектурных шедевров. Архитектурная тема здания вызывает ассоциации с застройками средневековых улиц в Европе (стиль эклектики легко позволяет развивать выбранный образ).

Вставка между зданиями Светланская, 38 и Светланская, 40 была построена в конце 1930-х годов. В 1958-1959 годах бывший дом Ленинская, 38 был надстроен на два этажа, для чего была разобрана первоначальная крыша-мансарда. Здание органично включено в застройку улицы. Фасад вставки решен вертикальными членениями на четыре оси с высокими и широкими окнами. Между окнами простенки решены как пилястры, украшенные на нижних этажах рустами и на верхних - геометрическим орнаментом, что декоративно связывает три здания «ковровой» темой. Конструктивное решение несущих стен и центральной колонны позволяет применить в проекте приспособлении свободную планировку. Орнамент на фасаде вставки близок к орнаменту на фасаде дома Плансона, который участвовал в возведении дома Даттана.

С этого времени сформировался комплекс медицинского учреждения из трех зданий четырех разных периодов по времени.

Периодизация застройки по улице Светланской.

Фасады на строительный период 1922 года

Фасады на строительный период 1930-е годы